Не так давно в продаже появилась коллекционная модель автомобиля ВАЗ-2120 «Надежда», первого и единственного семиместного вазовского минивэна. К чему я вспомнил об этом? Мелкосерийную «Надежду» не критиковал только ленивый: и антикоррозионная стойкость её была крайне низкой, и детали были собраны с бору по сосенке, так что серьезно о какой-либо внешней привлекательности говорить не приходилось. Но принципиально отметить тот факт, что силовой агрегат и коробка у неё были «нивовские», то есть, модель имела полный привод, при этом, серьёзный, с возможностью блокировки межосевого дифференциала
В плюсах трансмиссии «Нивы» не колеблется никто. А вот во внешней её оболочке… Ну, не заслужила она больших оценок. «Нива Легенд», которая в … году в первый раз стала обладательницей этой трансмиссии, в плане дизайна кузова тоже, непременно, удалась, но внутренне устарела катастрофически. Что касается модели, которая до недавнешнего времени называлась Chevrolet Niva, то лично на мой вкус она не удалась ни снаружи, ни снутри. Ну, ни к чему был агрессивному внедорожнику обтекаемый «био-дизайн». Тем не наименее, я понимаю её покупателей: «Шеви Нива» была всё же более современной и удобной, чем её предшественница, «просто» «Нива». Так и «Надежда», и «Нива Легенд», и «Шеви Нива», фактически, и стали легендарными — по сущности, от противного.
«Оперение» для… медведя?
Переделанная Niva Travel, появившаяся в 2021-м году, стала очередной революцией. Истинной революцией в плане дизайна. Глядя на неё, так и охото сказать: а ведь получилось хорошо! Можем же, когда захотим. Либо, скажем так, хотим давно, но нет способности реализовать «хотелки». Теперь — есть. 1-ый шаг сделан, первое впечатление произведено, и оно довольно сильное. Я скептически относился и к «Ниве», уж очень она мала в плане нужных объёмов, и к «Шеви Ниве» за дизайн и неловкий салон — но «Ниву Тревел» я для себя хочу. Да, пусть она преобразилась пока только снаружи, всё равно я на неё согласен. Наружность удалась дизайнерам на сто, да даже на все 100 пятьдесят процентов.
Автомобиль сейчас брутален и «квадратичен» не только на взор со стороны. Он выглядит основательным и из салона. Занимаешь место за рулём — и перед тобой раскрывается простор «рубленого» капота. Сходу чувствуешь, что ты во внедорожнике, и отсюда благодаря высочайшей посадке он кажется более внушительным, чем есть на самом деле. Посадка вправду высокая, смотришь из «Нивы» вокруг — и видишь, что сидишь на высоте водителей среднеразмерных кроссоверов.
Кроме капота, здесь много других интересных, ярчайших деталей. «Оквадраченные» фары. Решётка радиатора с громоздкой перемычкой. Серебристая накладка снизу на фронтальном бампере, с отверстиями под противотуманные фары. Новый задний бампер. Массивнейшие неровности на крыльях, окантовывающие колёсные арки. А каковы задние фонари! Нет, у этого автомобиля просто масса новых, увлекательных элементов, которые хочется рассматривать.
Если же их разглядеть пристальнее, можно заметить, что кузов-то в целом остался прежним. Новое «оперение» облачает в целом старенькую конструкцию. Однако «Нива» в нём разумеется заиграла, и так и хочется спросить: а необходимо ли больше? Имидж ведь — наше всё. К тому же не только стиль, техническая же часть тоже осталась прежней.
И, к огорчению, прежним остался салон. Ну, очень малое здесь изменилось. Панель приборов новая, как молвят, в «корпоративном» стиле «Лады»: в оранжевом оттенке, с крупной «цифирью». Но ни шага к настоящему бортового компьютера сделано не было. Всё так же мини-дисплейчики демонстрируют лишь общий и суточный пробег, температуру за бортом да зарядное напряжение. Всё. И это на фоне ультрасовременных борткомпьютеров на импортных машинах, с десятками показателей. А на «Ниве Тревел» даже средний расход горючего приходится высчитывать по убыли бензина в баке, сопоставляя её с одометром.
Побежали резвее
Дополнительный дисплей мультимедиасистемы, с фирменным логотипом «Лада», всплывающим при каждом включении, работает автономно от системы зажигания, то есть, после выключения зажигания она не выключится, чем грозит незаметно разрядить аккумулятор. Экран устройства отчаянно меркнет при дневном свете, что фактически сводит на нет наличие на борту системы навигации (Navitel) и камеры заднего вида. К тому же после каждого из 2-ух звонков, поступивших мне во время поездок, её мультимедиасистема зависала: переставала реагировать на кнопки и даже выключаться. К счастью, устройство оба раза «отвисало» само.
Niva Travel оснащается одним-единственным сочетанием агрегатов: 1,7-литровый мотор мощностью 80 л. с., пятиступная механическая коробка передач и система полного привода с межосевым дифференциалом и понижающей передачей. Автомобиль разгоняется с места до 100 км/ч за 19 с и может достигнуть максимальной скорости 140 км/ч. «Шоссейные» свойства автомобиля не впечатляют, высокого комфорта от него на трассе тоже не ожидайте. Однако в этом плане он за несколько лет приметно «подтянулся».
Место, метод и качество установки экрана системы вызывают вопросы и даже критику, но — хорошо. Я бы это простил. Но в обновлении нуждается и вся передняя панель. Пусть дизайн её очень сохранится, но материалы следует изменить кардинально. Сегодняшний «звонкий» пластик состыкован неопрятно, некоторые детали на ходу или при касании их пальцами «играют» относительно других. Кнопки нажимаются либо не нажимаются — порой сразу и не определишь. Интерьеры других «Лад» современнее, и в каждой из моделей тише, чем в «Ниве». Нет бы заимствовать из их что-то для внедорожника. Например, удобные ручки управления климатической установкой из «Гранты». Почему их не унифицировать?
Рычажные стеклоподъёмники задних дверей смотрятся архаично, а я бы смирился. В конце концов, если уж совершенно приспичит, можно и самому поменять «механику» на «электрику», в свое время делал это, было несложно. Вполне заслуживает своего места и запасное колесо на пятой двери. Смотрится стильно, держится прочно, по словам хозяев дополнительный вес не заставляет дверь резвее провисать. Выступающий сегмент колеса, закрывающий стекло двери, невелик, обзору практически не мешает. К тому же ведь есть какая-никакая камера… Минус — отсутствие в багажнике какого-нибудь «подполья», пусть минимального. Но это, наверняка, проблематично, чревато серьёзными изменениями структуры кузова. Хотелось бы возвратить лопатку, которая крепилась на внутренней панели двери багажника в особом держателе. Очень аутентичная была вещь — но, к огорчению, её устранили. Жаль.
1-ые наблюдения на ходу оказались самыми положительными. Автомобиль «пошёл» намного мягче и плавнее. Награда в этом, безусловно, принадлежит колёсам с новыми шинами, «дастеровской» размерности 215/65R16. На более широких покрышках джип и выглядит основательнее. Кстати, когда он стоит рядом с «Дастером», сходства многих частей видны невооружённым глазом. Может быть, со временем наш силовой агрегат, коробку и ходовую действительно подведут под французско-румынский кузов? Было бы здорово, если бы это был освеженный кузов «Дастера», потому что 1-ый устарел вместе с салоном.
Об оборотном обмене — сочетании «нивовского» кузова с «дастеровскими» агрегатами — отлично не думаю. Потому что в нашей модели нуждаются в подмене прежде всего внутренняя отделка и оснащение, а «технике» лучше лишь повысить качество. По параметрам она соответствует «Ниве» и, пожалуй, будет соответствовать ещё какие-то годы.
«Всего только» 80-сильный продольный мотор? Да, это тот самый «жигулёвский» агрегат, мощность которого была вначале меньше на 20 л.с., а рабочий объём — на третья часть. Пожалуй, возможности дальнейшего роста по этим характеристикам у него исчерпаны, но, во-первых, другого продольного мотора в ассортименте АвтоВАЗа нет, да и у ближайших партнёров тоже. А поперечный агрегат под капот «Нивы», быстрее всего, не поместится. К тому же нужно помнить о том, что наряду с коробкой передач на нём должна висеть ещё и раздатка.
Минус сегодняшнего агрегата в том, что он мешает установить на «Ниву Тревел» реечный управляющий механизм. Что касается мощности и других черт, то они более-менее оптимальны. По старинке, мотор низкооборотный (если уж поменять его, то на дизель, и, вроде, были же опыты с Peugeot). Конструкция отработанная, ремонтопригодная. Правда, топливную рампу системы впрыска «впихнули» вовнутрь изогнутого впускного трубопровода. Ну и чем это плохо? Место сберегли, а в плане ремонта извлекать её так уж нередко не требуется. Тем более, на бездорожье.
Коробка передач тоже ведёт родословную с давних времён. Ну и пусть себе ведёт. Следующему поколению её прибавить бы качества, а то на данный момент переключения крайне тугие и нечёткие. При пробеге за 10 тыщ километров детали должны были бы уже притереться (но ещё не износиться).
Так что в городском трафике не хватает конкретно чёткости выбора передач. Была бы она — ехать можно было бы и резвее, а то столько времени тратится на поиск и «втыкание» подходящей ступени. Конечно, двигатель особо шустрить не позволяет, ну и пусть. На этом автомобиле и необходимо ехать небыстро, с достоинством — зная, что конкурентов у него сейчас практически нет. Только «Нива Легенд», да Suzuki Jimny, который воплотил всё наилучшее в плане техники и стиля, но взлетел в плане цены ровно в два раза выше.
Внешне автомобиль стал более чем точно соответствовать собственному назначению. Теперь это компактный, но агрессивный внедорожник с соответствующим техническим «вооружением». Но вот отделку салона ему просто нужно улучшить. И новая мультимедиасистема фактически больше разочаровала, чем повеселила. Бортового компьютера при рестайлинге мы так и не дождались. Расход горючего в ходе теста пришлось подсчитывать в уме. Приблизительно, от «лампочки» до «лампочки» автомобиль преодолел 640 км (город + трасса + бездорожье), то есть, средний расход за тест составил около 9 л на 100 км.
Возвратите лопатку!
Вспоминая своё 1-ое впечатление о — тогда ещё — «Шеви Ниве», я запомнил её неописуемо шумной в плане работы агрегатов. На данный момент это ушло, и даже коробка гудит существенно меньше, чем у переднеприводной «Гранты». Мостов тоже практически не слышно. В целом, конечно, дополнительная, может быть, самостоятельная «шумка» «Ниве Тревел» и не помешает, но это факультатив. Плавность хода искупает этот недочет.
Далее. «Шеви Нива» отчаянно рыскала на скорости, сегоднящая вариация — нет. Заслуга широких колёс. А раз меньше рыскает, означает, можно вести её быстрее. Помню, сначало с опаской добирался даже до 100 км/ч, а позднее удивлялся: как это люди на ней гоняют и под 120, и за 130? Оказывается — просто. В салоне становится шумнее, но кошмара не испытываешь. 100-110 км/ч — полностью рабочие скорости, да ещё в рамках действующих ограничений.
Но подвеска, естественно, как на шарнирах. Она и есть на шарнирах, резино-металлических, только вот они мягковаты. Особенной раскачки ни на продольных, ни на поперечных «волнах» покрытия нет, но в целом поперечная твердость низкая. Это особенно чувствуется в поворотах. А руль с механизмом червячной конструкции далёк от точности реечного. К тому же обустроен гидроусилителем. Об оперативности и «строгости» управления сможете не мечтать, в этом плане «Нива» живёт собственной жизнью, приходится к ней приноравливаться.
Как я уже увидел, новый стайлинг кузова визуально увеличил автомобиль в размерах, в том числе и на взор из салона. На самом же деле, джип не вырос и остаётся тесноватым, в особенности сзади. Относительно невелик у него и багажник, так что рейлинги на крыше для фиксации на их дополнительного бокса фактически обязательны. Тем не наименее, в Интернете удалось посмотреть ролик, как шофер извлекает из автомобиля… снегоход. И это не фейк. Просто речь идёт об эрзаце снегохода — мотобуксировщике («мотособаке») с лыжным модулем. К тому же это волшебство техники перевозилось в «Ниве» в разобранном виде, и нехитро — его длина около 2,5 м. Тем не наименее, судя по ролику, всё поместилось. Правда, естественно, со сложенным задним сиденьем.
Понятно, что на таковой «собаке» можно забраться намного поглубже в дебри, чем на «Ниве», в особенности зимой. Но какой из автомобилей способен забраться туда, куда способна она? На данный момент, в феврале-марте, сложилась очень своеобразная ситуация: на бездорожье сложнее попасть, чем преодолеть его. Повсюду повдоль дорог общего пользования стоят высоченные брустверы начищенного тракторами снега — и эти брустверы просто гранитной твёрдости! Ни переехать, ни пробить, лопатой — даже не пытайтесь, только лом нужен.
А дальше «Нива Тревел» способна катиться хоть по целине, поэтому что и целина смёрзлась. Лёгкий автомобиль уходит в снег чуть на толщину шины. Поначалу я даже не пользуюсь понижающей, а просто форсирую колеи, проложенные, судя по всему, лесовозом — тоже не глубочайшие! Преодолеваю их и вдоль, и поперёк, останавливаясь только там, где для преодоления отдельных холмов не хватает дорожного просвета. Ели буксовать, то да, шины «фрезеруют» толстый наст, вскрывая его рыхлую подложку, и вот тогда требуется межосевая блокировка. Но лучше до этого не доводить. Поэтому что, если засядешь, для выкапывания тоже может пригодиться лом. Или буксир — но лучше аналог «Нивы», поэтому что более тяжёлый внедорожник может близко не подъехать, провалится и сядет сам.
Оперирует раздаткой единственный рычажок с понятными позициями и — отмечу — лёгким и точным перемещением между ними. Всё включается, ничего не нужно судорожно искать и с силой «втыкать». Это устройство понравилось больше, чем основная коробка передач.
На заснеженных и оледенелых дорогах в сельской местности от полного привода толку меньше. Приходится или жертвовать скоростью, иначе быстро износятся механизмы, или постоянно ловить автомобиль, выказывающий заднеприводные повадки. Вот тут помогает понижение передачи до четвёртой, а то и до третьей. На асфальте же, в особенности на зимнем, азартно лучше не управлять — не играть с огём. «Нива» не для этого, у неё узенькая специализация.
Но в собственной специальности она заткнёт за пояс хоть какой хорошо управляемый полноприводный кроссовер с радостными имитациями блокировок и «понижайки». Поэтому что «Нива» ничего не имитирует, в ней всё по-настоящему, по-гамбургскому. Она не для тех водителей, для которых бездорожье — только досадное препятствие, которое, о чудо, удаётся удачно преодолеть. Она для тех, для кого это преодоление является смыслом жизни либо производственной необходимостью. Для этих людей наименее важны внешний лоск и «возраст» агрегатов, поэтому что реальных альтернатив межосевому дифференциалу с блокировкой не выдумано — только паллиативы. Также для их не являются пределом мечтаний автоматические коробки, даже в некоторой степени имеющие достоинства на бездорожье. Зачем они нужны, если ты сам умеешь оперировать «механическими» передачами, если сам любишь преодолевать, а не ожидаешь, что автомобиль сделает это за тебя?Снаружи Niva Travel теперь более чем соответствует собственному назначению и идеологии. Улучшить бы интерьер, добавить ему также ультра-стильных частей, как у Jeep Renegade и Suzuki Jimny. Маленькую никелированную лопатку, которая когда-то украшала дверь багажника изнутри, следует возвратить просто обязательно.
В марте 2022-го года Niva Travel предлагалась к продаже в 6 комплектациях, все — по цене выше 1 млн рублей. Минимальная версия оценивалась в 1 066 900 рублей, наибольшая — в 1 232 900 рублей. Напомним, что движки, трансмиссии и привод у всех вариантов схожи, различаются они только некоторыми элементами оснащения.
Технические свойства Lada Niva Travel 1.7 5MT 4×4 |
|
---|---|
ГАБАРИТЫ, ММ |
4099 х 1804 х 1690 |
КОЛЁСНАЯ БАЗА, ММ |
2460 |
ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, ММ |
220 |
ОБЪЁМ БАГАЖНИКА, Л |
320 / 650 |
Оснащенная МАССА, КГ |
1545 |
ТИП Мотора |
Р4, бензиновый |
РАБОЧИЙ ОБЪЁМ, КУБ. СМ |
1690 |
МАКС. МОЩНОСТЬ, Л. С., ПРИ ОБ/МИН |
80 / 5000 |
МАКС. МОМЕНТ, Н·М, ПРИ ОБ/МИН |
127 / 4000 |
ТИП Коробки |
механическая, 5-ст. |
ПРИВОД |
полный |
МАКС. СКОРОСТЬ, КМ/Ч |
140 |
РАЗГОН 0 — 100 КМ/Ч, С |
19 |
СРЕДНИЙ РАСХОД Горючего, Л/100 КМ |
10,2 |
ЁМКОСТЬ БАКА, Л |
58 |
Источник: www.motorpage.ru