Почему УАЗ «Буханка» — это нечто большее, чем просто машина?

Моя младшая сестричка в детстве не выговаривала буковку «р», но очень обожала машинки. Поэтому, когда она пыталась произнести слово «рыка» (так в ее 3-х летней головке назывался любой автомобиль), в итоге выходило «гыка». Зато эту «гыку» она гласила с такой детской радостью и непосредственностью, что мир совершенно точно становился светлее. Сейчас, я вспоминаю эту историю с особенной теплотой, потому что передо мной стоит ярко-рыжая «Буханка», которая светится будто солнце – вот она настоящая «гыка». Машина, которая дарует тебе эмоции, и неподдельный, буквально детский экстаз. Знаете, будто впервые увидел красивую пчелу. Правда, ты никогда не застрахован от того, что она тебя укусит, вот и «Буханка» способна преподнести неожиданные сюрпризы. Впрочем, обо всем по порядку.

Постядерный автомобиль

I was walking along minding my business, when love came and hit me in the eye Flash, bam, alakazam, out of the orange coloured, purple stripes. Pretty green polka-dot sky Flash, bam, alakazam, and goodbye

Это текст одной пользующейся популярностью американской песни пятидесятых годов. Под прекрасной метафорой «небо, окрашенное в оранжевый» прячется ни что иное, как аллюзия на ядерный взрыв и апокалипсис. Ядерная тема была крайне популярна в американской поп-культуре на начало 50-х годов. Холодная война быстро набирала обороты, шла гонка вооружений, СССР и США интенсивно развивали ядерное вооружение, а история с бомбардировками Хиросимы и Нагасаки в августе 40 пятого была наглядным примером на тему «а что будет, если надавить на красную кнопку». В общем для сотворения нового культурного кода у зарубежных исполнителей было все – Нэт Кинг Коул, Пегги Ли, Марти Роббинс – практически все звезды того времени имели в собственном арсенале хотя бы одну песню про ядерный гриб и красивый апокалипсис.

А вот в Русском Союзе песен про ядерную войну не было – пели в основном про любовь, зато были авто – знали ли вы, что вначале «Буханку» разрабатывали именно по заказу Минобороны в качестве транспортера для покалеченых и погибших, в том числе из очагов радиационного инфецирования. Во второй половине 50-х стало приходить осознание, что апокалипсис если и будет, то не непременно прямо сейчас. Он, может быть, случится завтра, а сейчас в быту очень пригодился бы вэдовый автомобиль вагонной компоновки, который уже фактически готов к производству.  Собственно, создание первых «Буханок» (заводское наименование УАЗ-450) было скооперировано в 1958 году. К слову, конкретно 450-й стал первой разработкой УАЗа – 469 модель (которую неверно пророчат в первенцы) появилась гораздо позднее.

О пользе оранжевого

В 1965 году «Буханка» (это заглавие дали автомобилю сами заводчане) автомобиль пережил первую суровую модернизацию – изменилась конструкция рамы (сварную изогнутую поменяли на цельную прямую), модифицировали двигатели и коробку – 52-сильный двигатель от Газ М20 и ГАЗ69 уступил место70-сильному мотору от ГАЗ-21, а 3-ступенчатую коробку передач поменяли на 4-ступенчатую. В семидесятых годах произошла унификация с агрегатами УАЗ 469. В 90-х машине дали новый мотор – 92-сильный УМЗ и сформировали целую россыпь кузовных модификаций. В 2011 году на «Буханку» стали устанавливать гидроусилитель руля, АBS… К чему я все это говорю? Да к тому, что машина повсевременно модифицировалась (пусть обывателю это и не кидается в глаза), так что никогда не шутите при работниках УАЗа, что «буханка» эталона 1965 года получилась настолько совершенной, что лучше сделать просто нереально, поэтому она не меняется пятьдесят с излишним лет. Они на это обидятся.

Вобщем, от одной правды, все же они не сумеют надуть щеки – внешний вид машины, пусть и изменялся с годами, но общий облик, как сформировался в 70-х, так там и остался. Настоящее живое ретро перед вами –получайте эстетическое наслаждение, тем более в ярком рыжем цвете эта машина будет всегда кидаться вам в глаза. Нет на земле такового фона, где этот шедевр не выделялся бы.

Хорошо, шутки шутками, но цвет действительно успешный, во всяком случае он радикально освежает умеренную стандартную цветовую палитру, которая состоит из 2-ух оттенков – серого и хаки. Жалко только, что рыжий цвет можно получить только в нашей максимальной «экспедиционной» версии. Два раза жаль, что раньше подобная машина предлагалась и в голубом цвете.  Но вернемся на положительные ноты – экспедиционный обвес, который почти вполне был взят от UAZ Hunter, очень идет этому автомобилю – багажник, бампера, особая резина – получается такой задорный здоровяк, который уже одним видом призывает вас покорять просторы лесов и болот. Кстати, от экспедиционной версии есть еще один плюс – не придется тратиться на экспертизу, чтоб легализовать все оборудование. Завод эту функцию сделал за вас, так что сможете спокойно ставить свои лебедки и багажники, если штатные не устраивают – в документах все прописано.

Боец, турист и аскет

Забраться вовнутрь – дело непростое. Во-первых, подножка находится на уровне полметра от земли. Во-вторых, площадь ее очень малая, так что способ такой- берем разбег, левую ногу на подножку, правую -сразу в салон и садимся в кресло. Не забываем держаться руками за руль (у пассажира есть особая ручка, за что большое спасибо). Вообщем у меня были большие опасения насчет комфортабельного размещения за рулем – все-таки я человек большой, а пространства на водительском месте не так уж и много – справа большой короб, он же условный капот. Управляющее колесо громадное, а регулировки кресла так минимальны, так что нет никакой разницы- есть они либо нет… Удивительно, но я сумел усесться, даже с некоторым комфортом. Единственная претензия к высоте педалей — от позы богомола не избавиться, перенося ногу с газа на тормоз, вам не получится избежать йоги – ногу приходится подымать прям до ушей. Зато сзади простор практически королевский – пять полноценных мест, да еще столик есть. Практически мы имеем полноценное купе, в котором можно с комфортом переждать дождик, снежную бурю и.т.д, разложив сало и термос с чаем… И все же кое-чего мне не хватает – трансформации!  Вот посмотрите, есть три кресла, казалось бы, можно сделать хорошее спальное место, но спинки у их не складываются, да и между собой они разбиты широким зазором. Нет, я не жду уровня трансформации, как у Фольксваген Multivan (все же это машины различных классов), но в том же «Соболе» диванчик спокойно превращается в кровать… Последнее, что мне охото о салоне – в нем властвует тотальная аскеза и простота. Знаете, как поменять омывающую жидкость на «Буханке»? Все просто – снимаем бачок из-под приборной панели, заливаем все, что необходимо и крепим его обратно. В какой машине, скажите мне, вы еще пройдете схожий квест?

Нюансы компоновки

Кроме пассажиров в «Буханку» можно загрузить целую россыпь вещей, благо огромный багажник позволяет. Жаль только, что экспедиционная версия не предлагается в версии микроавтобус (где нет перегородки меж багажным отсеком и салоном), тогда поклажи можно было бы увезти еще больше. Охото максимальной вместимости – пожалуйста – цельнометаллический фургон к вашим услугам, в который поместится вещей на три куба. Есть еще один увлекательный вариант — остекленный фургон. Там грузовой отсек также велик, но еще установлено  и три кресла. К слову, грузоподъемность у «Буханки» под тонну, так что скарба можно грузить по самое не желаю, тем более, что в версии «Экспедиция» есть еще и багажник на крыше.

Путь далек у нас с тобою….

Гласить о просторах можно много, но пора бы и в путь тронуться и начать тут надо с поездки по бездорожью, поэтому что именно здесь машина раскрывается с самой наилучшей стороны.  Как сказал мой сотрудник:  «прелесть «буханки» — это ее высочайшая степень свободы пробираться туда, где дорогие и престижные модели эксплуатировать откровенно жаль», а забраться машина может вправду далеко. Благо здесь есть и полный привод с понижайкой, и блокировка заднего дифференциала, да и геометрия у машины достойная, про дорожный просвет в 205 мм я вообще скромно умолчу. Причем это показатель  под самой нижней точкой, где редуктор моста. Под бампером я вообщем насчитал, аж, 450 миллиметров. Короче говоря, на мой умеренный взгляд пределы «Буханки» определяются только мастерством пилота.  Лично я проверил машину парой снежных полей, да тройкой глубочайших замерзших луж в лесу, откуда автомобиль преспокойно выехал без сторонней помощи, даже штатной лебедкой (за которую я ставлю отдельный плюс) воспользоваться не пришлось. Единственная претензия у меня только к самому механизму включения полного привода и понижайки. Во-1-х, он реализован в виде двух рычагов, но ты не понимаешь, какой из их за что отвечает – никакой схемы на приборной панели нет. Опытным методом выяснили, что короткий рычаг подключает передок, а длиннющий – понижайку. Ладно, это придирка, в конце концов, мог и гуглом пользоваться, и в интернете все посмотреть. Но дорогой Ульяновский завод, почему вы не сделали никакой индикации, а ведь механика здесь срабатывает не сразу, иногда двигаешь рычаг в необходимое положение, а чуда не происходит —  приходится шевелиться «взад-вперед», чтоб условные шестеренки провернулись и все заработало. Зато никакой электроники…

Экспедиция на грани провала?

Раз уж УАЗ именует данную «Буханку» экспедиционной, означает, предполагает, что на ней можно расслабленно передвигаться на дальние расстояния по обычным дорогам в том числе. Собственно, повадки данной машины на асфальте  мне и были более интересны, вот тут то и кроется «внезапный укус пчелы», о котором я оговорился в начале. В городе еще хорошо – скорости невысокие и машина ощущает себя сравнительно уверенно, и я тихо мог сидеть и ловить уважительные ухмылки окружающих мужиков в «Крузаках» (которые подсознательно грезят о такой машине), если бы не идиотическая компоновка педального узла. Я уже писал о ней в разделе про салон, но не напомнить – не могу. Моя правая нога выписывала такие акробатические этюды (когда я поднимал ее до ушей, чтоб перенести с газа на тормоз),  что батман-тандю от Цискаридзе отдыхает.

Хорошо, выбираемся на трассу, там пируэты сведутся к минимуму – встал на круиз и двигайся расслабленно. Я думал, что вот оно спокойствие, но и тут «Буханка» вернула меня с небес  на землю. Вообщем 112-сильный мотор ЗМЗ обеспечивает машине хорошую динамику – неплохо тянет с низов и достаточно шустро разгоняет «Буханку» до 80 и даже до 110, но на таковой скорости ей лучше максимально долго ехать по ровненькой прямой, потому что любой поворот сопровождается приличным таким креном (центр тяжести у машины высочайший), а каждая неровность сопровождается «козлением», а сейчас представьте свои ощущения от всех маневров, поэтому что водительское кресло расположено на колесной арке, то есть по большенному счету вы сидите НА МОСТУ (и ощущаете все красоты «болтанки»)! Так что рецепт относительно комфортабельного и безопасного передвижения (потому как тормоза тут тоже неважнецкие) – не превышать лимита в восемьдесят км в час. Кстати, в таком темпе вы и проехать сможете побольше – расход  уложится в разумный десяток л. на сто километров, а будете «топить», то готовьтесь отдавать по 14, а то и по 15 л. на сотню, благо, что заправлять машину можно 92 бензином. При этом в городе меньше двадцати литров у вас не выйдет, как и не выйдет высчитать точный запас топлива — указатель уровня в обоих баках по «хорошей» традиции гуляет в диапазоне 3-х «кубиков» из восьми…

С ухмылкой…

И все-таки она смогла мне приглянуться, причем не только своими достоинствами (коих много), но и недостатками (которых не счесть). Понимаете, все вот эти проблемы с эргономичностью, постоянные шумы, акробатика, борьба за жизнь в поворотах —  все это, как ни удивительно развлекает, у тебя возникает какое-то чувство убежденности в себе и желание что-то покорить и преодолеть. Что типично, все мои товарищи, которые в обыкновенной жизни ездят на современных и дорогих машинах, покатавшись со мной на «Буханке» захотели заиметь ее в собственном гараже в качестве второго автомобиля. Таковой вот своеобразный аттракцион по выбросу тестостерона в кровь, но с наслаждением главное не переборщить, а то позже ненавидеть будешь… . Хотя, ругать эту машину за какое-то нехорошее поведение на асфальтовом покрытии не стоит – ее делали  для тех мест, где ровненьких дорог нет, где такого понятия, как асфальт, не существует – таких мест в Рф – чуть ли не вся страна. Буханка  — это реальный профессиональный инструмент. Его задача – привезти груз и людей в недоступные места (а по возможности и забрать всех оттуда). К тому же машина должна быть обычный и ремонтопригодной, а «Буханка» такой и является, и трудится она на всех просторах нашей обширной Родины во благо людей в ней живущих, и нет этой машине истинной замены…

     

ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства УАЗ-390995-04 «ЭКСПЕДИЦИЯ»

ГАБАРИТЫ, ММ

4865 х 1940 х 2284

КОЛЁСАНАЯ БАЗА, ММ

2300

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, ММ

205

Оснащенная МАССА, КГ

2126

ТИП Мотора

Р4, бензиновый

РАБОЧИЙ ОБЪЁМ, КУБ. СМ

2693

МАКС. МОЩНОСТЬ, Л. С., ПРИ ОБ/МИН

112 / 4250

МАКС. МОМЕНТ, Н·М, ПРИ ОБ/МИН

198 / 2500

Коробка

механическая, 5-ст.

ПРИВОД

полный

МАКС. СКОРОСТЬ, КМ/Ч

127

СРЕДНИЙ РАСХОД Горючего, Л/100 КМ

13,5

ЁМКОСТЬ БАКОВ, Л

77

Источник: www.motorpage.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *