Культовая песня американских дальнобойщиков White Freightliner как нельзя лучше подходит к новенькому китайскому минивэну Voyah Dream. В отличие от чисто электронных собратьев, рассчитанных разве что на недлинные городские «перебежки», гибридный вэн способен покорять и далекие, и очень дальние трассы. И при этом сберегать скудную городскую природу, используя электропривод
Мне уже доводилось тестировать модификации, однако первые «ласточки» этой разновидности летали очень неподалеку и, скажем так, нызенько-нызенько. Гибридные «Лексусы» на одном только электроприводе были способны преодолеть ну разве что пару км. Не блистала электрической дальнобойностью и Тоета Prius. Несколько дальше уехал Mitsubishi Аутлендер PHEV: пересекая на нём Москву из конца в конец, я накрутил аж 13 чисто «электронных» километров… правда, из заявленных 130-ти. Ну, как сказано, хоть что-то. Бензиновые аналоги не сберегают природу ни на одном из км своих пробегов. Их вредные выбросы имеют возможность различаться в зависимости от режимов движения, состояния моторов и других причин — но они, так или по другому, есть всегда.
Нейросеть на колёсах
А на Voyah Dream — не всегда. На одном только электричестве — при полном заряде батарей — мощный вэн преодолевает аж 90 км, и это не маркетинговый показатель. Проверено в ходе нашего теста. Когда батарея израсходована, в дело автоматом включается бензиновый двигатель, и потенциальный пробег увеличивается почти до 600 км. При этом в ходе движения электронная батарея подзаряжается, что нивелирует зависимость от зарядных станций.
Салон у гибридного вэна без преувеличения галлактический. Освоение его напоминает знакомство с нейросетью. Да, тут сплошная электроника и практически никакой «физики», то есть, кнопок, кнопок, рукояток и регуляторов. Так что все опции производим при помощи сенсорного экрана — среднего из 3-х, вытянувшихся вдоль торпедо. Правый экран посвящён утехам, однако все подписи к иконкам — на китайском, потому оставляю его без внимания. Мне, как водителю, вообще-то не до развлечений, тем более, когда нахожусь за рулём. Досужий пассажир может сам разобраться, если захотит. В китайском языке примерно 50 000 иероглифов, но многие из их старинные и редко используемые, так что современные 20 000 освоить и уяснить очень легко.
Средний экран — самый принципиальный в плане настроек автомобиля. Здесь даже люк горловины топливного бака открывается с помощью кнопки на мониторе. Причём, открывается не сразу: сначала попадаешь к зарядному разъёму, только позже — к крышке бака, расположенной на другом борту. Бак тут, заметим, маленький: всего 51 л. При этом он позволяет преодолеть на бензиновом «ходу» около 600 км, то есть, расход горючего заведомо меньше десятки на сотню. Проверим…
Меню мультимедиа — на британском языке, но проблем настройка автомобиля не вызывает. Выбираю и активирую нужные «помощники», элементы комфорта. Также устанавливаю по собственному вкусу «картинку» панели устройств. Вариантов — три, один из их светлый с тёмными символами и «цифровыми» показателями скорости и оборотов. В неком смысле, такое отражение показателей удобнее имитации стрелочных устройств. Почему? У стрелочных спидометра и тахометра очень мало «цифири» на шкалах, что может вызвать делему. Как определить, достиг ли ты очень допустимых 130 км/ч на автомагистрали? С цифровой индикацией это сделать легче.
«Расход» электроэнергии показывается довольно-таки мелкими символами на приборной панели слева понизу. Реальные километры пробега даже на электронном «ходу» растут быстрее, чем убывают километры на «приборке». По окончании поездки можно узреть перечень результатов, в том числе, издержки киловатт, ну и, конечно, литров в пересчёте на сотку километров пробега.
Как ехать — на чистом электричестве, на бензине с пополнением припаса электричества или просто на бензине — тоже избираем с помощью главного меню. Правда, слово «горючее» здесь переведено как oil, то есть, «масло», но в принципе понятно, о чём идёт речь. Точно так же, как в электромобилях, в гибриде Voyah можно избрать один из трёх уровней интенсивности рекуперации. И точно так же, как в «электричках», при более интенсивной рекуперации намного повышается эффективность торможения, но при этом немного ухудшается разгон. Если же интенсивность рекуперации понизить, то может показаться, что тормоза у громоздкого вэна слабоваты.
В общем, настраиваю всё и вся, регулирую, подтверждаю, отменяю, опять регулирую и снова подтверждаю… Ручаюсь, у обладателя гибридной «Мечты» на это уйдут недели, если не месяцы. Несмотря на то что, вроде бы, интерфейс максимально «миролюбивый», и «горячие» меню и подменю можно вызвать на экран несколькими различными способами. Предполагаю, что мне в ходе теста пригодятся прежде всего настройки бензинового и электронного питания, а также выбор режима движения: экономный, комфортный, спортивный, внедорожный (есть и таковой) и «снежный». Пригодятся камеры радиального обзора. Неплохо было бы «поиграть» клиренсом автомобиля, он тут регулируемый, хоть и в небольших границах, а мне предстоит побывать за городом, на грунтовках — может пригодиться. Но в итоге потерял эту настройку в глубинах меню, да так и не отыскал. Хотя пару раз почувствовал, что автомобиль сам что-то там регулирует, приподнимаясь и опускаясь, хоть и неясно, зачем, команды же не было.
Осторожнее на поворотах!
1-ые километры пути дались легко, хотя по ощущениям на дороге Voyah Dream это что-то сродни если не огромному «Фрейтлайнеру», то уж точно маленькому автобусу. Тем не менее, и к габаритам, и к динамике, и к клиренсу, а также радиусу разворота привыкаю стремительно. Последние два параметра очень важны: кто-то до меня успел разрушить правый порог минивэна. Видно, не «вписался» в поворот в каком-нибудь тесноватом дворе с высокими бордюрами. К счастью, мне подобного удаётся избежать.
Посреди интересных электронных систем гибрида следует упомянуть селфи-видеокамеру в салоне, способную снимать и даже передавать в Интернет то, что делают и молвят водитель и передний пассажир. Также тут есть видеорегистратор, умеющий делать мгновенные фото обстановки снаружи. И ещё – экран дополненной действительности. Данная система выводит на цифровую панель устройств изображение дороги впереди, напоминающее почему-то зимнее (среди лета), но ясное и чёткое. Это устройство может посодействовать водителю, когда видимость затруднена туманом, в ночное время и в других сложных критериях.
На парковке у дома занимаю место рядом с массивным внедорожником — и вижу, что он на фоне большого белого вэна просто теряется. Всё, мой рабочий день завершён, можно отправляться домой, только есть неувязка: я не знаю, как выключить движок. Никакой кнопки для остановки и запуска мотора здесь нет. Вообще. Ничего нет об этом и в меню. Впору звонить в техно поддержку… Экспериментирую: просто выхожу из машины и запираю двери с брелока. Сработало: гудевший под капотом вентилятор здесь же затих, картинки на экранах в салоне погасли. А что, если на данный момент открыть дверь и сесть за руль? Всё точно так же, в автоматическом режиме, активизируется: начинает работу климатическая установка, загораются приборы. А для начала движения (то есть, возникновения на панели зелёной надписи READY) нужно нажать на педаль тормоза. Дополнительная кнопка запуска, выходит, не так уж и нужна.
Последующий тестовый день посвящаю поездке за город. Пункт предназначения — примерно в сотне километров от дома, и два «незапятнанных» электромобиля туда доехать не смогли, заряда не хватило. Вернее, его чуть хватило, чтобы примерно на 80-м километре пути развернуться и потом дотянуть до Москвы и ближайшей электрозаправке. Сейчас меня эти проблемы не волнуют. Гибрид честно «отработал» на одном электричестве заявленные 90 км трассы, при этом, без особых скоростных ограничений, то есть, 120 км/ч были обычным темпом. Не приходилось стесняться и динамики, она достойна похвалы во всех режимах, даже в ЕСО, несмотря на то что он и считается «тормозным». Да, в сопоставлении с комфортной, а тем более спортивной настройкой в ЕСО некая вялость чувствуется, особенно, если рекуперация выбрана самая насыщенная. Ну и пусть.
Тут скажем о следующем. Безусловно, китайцам получилось создать этакий автомобиль мечты, воплощение комфорта, комфорта, удобства. Voyah Dream — реальный лайнер для дальних и сверхдальних поездок, по автомагистрали М2 «Крым» я просто долетел бы и до Крыма, если бы была такая необходимость. Но мне необходимо преодолеть всего лишь сотню километров, и не одному, а с пассажирами. Дело в том, что водителю, мечтающему о скорости и динамике, не стоит грезить о вэне под названием Dream, не только поэтому что вэн априори не самая управляемая и оживленная машина даже при прочих равных. Просто эта машина — для пассажиров. А они, даже любя скорость и шум ветра за окнами, не согласятся оценивать динамику и резкие манёвры. Поэтому что в этом случае ни о каком комфорте поездки речи не будет.
Меж тем, им есть, что терять, этим привередам. 2-ой ряд в минивэне Voyah образуют два кресла воистину фантастического комфорта. Они живо напомнили мне — ни много ни не много — Range Rover. У премиального британского внедорожника сзади также два раздельных кресла, и регулировки у их очень схожи с китайскими. Тут и регулировка высоты и наклона спинки, и выдвижная подножка-«оттоман», и обогрев, и вентиляция, и массаж. Единственная ручная настройка применяется для смещения кресел вперёд и освобождения прохода на 3-ий ряд. Только и всего.
Двери для прохода на 2-ой ряд — сдвижные, электрифицированные. Их можно открывать-закрывать и с водительского места, и с кресел второго ряда, и снаружи — потянув за гигантскую хромированную наружную ручку. Стёкла в этих дверцах также имеют электроприводы, что является не очень частым решением. Также пассажиры второго ряда имеют возможность регулировки локального климата в своей «области». Пульт размещен на потолке.
Расходы ископаемого горючего и электроэнергии можно вывести на хоть какой вариант цифровой панели приборов. Итак, на трассе у мена вышло 4,9 кВт на 100 км электричества и 8,1-8,2 л на 100 км бензина. В городке бензиновый аппетит повысился, но незначительно, приблизительно до 9 л. Так что данные в технической характеристике можно считать близкими к правде.
О третьем ряде. Формально Voyah Dream считается семиместным, по аналогии с пользующейся популярностью в 90-х годах «Маздой» MPV. Но, пожалуй, я бы произнес, что в «китайце» на галёрке всего два места, очень просторных и комфортных. И комфортом их обитатели тоже не обделены.
Части спинки третьего ряда регулируются по наклону и складываются. Багажник и при 6 седоках в салоне не мал, несмотря на то что часть его занимают провода для подзарядки батареи гибрида, да ещё ремнабор. Проводов — два. У 1-го разъёмы стандартизованы для использования на стандартных станциях (только неспешной зарядки), а с помощью второго провода можно заряжать батарею от обычной бытовой электросети, через интегрированный адаптер. Правда, процесс может занять долгое время, во всяком случае, часы.
А как в принципе необходимо подзаряжать гибрид? Дело в том, что это по большенному счёту вообще не нужно. Ведь у нас нет мест и территорий, где движение на чистом электричестве непременно. Ни в городах, ни даже в каких-то особых, «зелёных» районах — нет пока такового закона. Так что использование электроэнергии — только воля водителя. Желает он беречь природу — может сберегать, а не хочет — может жечь ископаемое горючее с соответствующим результатом.
Но при выборе режима, в котором бытует слово OIL в значении «горючее», подзарядка батареи происходит прямо на ходу. Как мне удалось заметить — без существенного понижения динамики. Эффективность, правда, тоже невелика. За сотку километров пути заряд батареи с 11-ти процентов возрос примерно до 28-ми. То есть, итог очевидный, но не стопроцентный, зарядку от электросети это не поменяет. Так что, если вдруг появятся у нас особо «зеленоватые» территории, китайский гибридный вэн полностью сможет на них обитать.
Незримые «ассистенты»
Что происходит на ходу при окончании припаса энергии в батарее? Да практически – ничего. Успеваю только увидеть, что на бензин машина перешла при остатке заряда в 11 %. Поменялась ли динамика? Всё-таки, у электродвигателей – а их два, на задний мост также приходит часть тяги – суммарный момент просто ломовой, выше 600 Нм, и реализуется он чуток не с места. Бензиновый полуторалитровый турбомоторчик предлагает только 129 л. с., показатель, больше подходящий для автомобиля С-класса, чем для огромного вэна, которому и 250-ти сил может быть мало. Ан нет! Не только тянет, но и бежит, и пропускает обгоняющих торопыг только поэтому, что мне откровенно надоело платить штрафы за превышение скорости. Так что держу на автомагистрали деликатные 120 км/ч, а кому необходимо быстрее, пусть приготовится раскошелиться.
В теории искусственно поддерживать нужною скорость не непременно. Достаточно задействовать адаптивный «круиз», он настраивается клавишами на рулевом колесе. А вот каких кнопок здесь нет, так это ручного выбора передач.
Дело в том, что даже в чисто бензиновом режиме мотору Voyah Dream помогают электродвигатели. По другому откуда бы прыть, возникающая, когда сам вывожу автомобиль на обгоны? Он если не швыряется асфальтом, то уж в кресла вжимает точно, ведь суммарная мощность силовой установки добивается 393 л. с., и разгон с места до сотки сокращается до 6,6 с! Спохватываюсь: нужно же не забывать о пассажирах. Нет, вроде, никто пока недовольства не выражает. Не нравится им только одно: к мультимедиасистеме можно присоединить только один телефон, в данном случае, мой, а со мной желают поделиться какой-то новой музыкой. В принципе, можно настроить wifi, но на этот раз обходимся.
Что понравилось? Острые реакции на деяния рулём. Не спортивные, но острые. Наклоны есть, да, это не жёсткий спортивный автомобиль, а комфортный вэн. Но раскачки на неровностях нет, ну, либо почти нет. С усилением рекуперации усиливаются тормоза, и вот это пассажиры сходу ощущают. Особенно по тому, что сумки с лёгкостью слетают с сидений.
Ещё из тривиальных ощущений – низкий центр тяжести. Автомобиль практически прижимается к дороге, но, конечно, в значимой мере благодаря тяжеленным электроагрегатам, а не аэродинамике. Кстати, пусть она тут и «чемоданная», тишина в салоне царствует уж точно до 120 км/ч, при этом, при любом типе питания, что бензиновом, что электронном. Слегка досаждает только один звук – лёгкое постукивание со стороны левой сдвижной двери, то есть, сзади меня как водителя. На стоянке оглядел проблемное место, позакрывал-пооткрывал дверь, но ничего не нашел. Звук при этом не исчез.
На бездорожье я выкарабкаться не рискнул. Даже не на бездорожье, а на запятнанную грунтовку. Просвета бы явно не хватило. Вспомнилась Тоета Alphard, собравшая в подобном месте значительный слой песка в нижней части фронтального бампера и радиатора. При этом на ходу этот песок не так чтоб активно высыпался. Думаю, с засохшей глиной было бы ещё ужаснее.
В плане грузоперевозок Voyah Dream не особо практичен. Да, 3-ий ряд можно сложить, но только с приметной ступенькой. Второй ряд не складывается вообщем, да и куда ему с такими креслами и множеством электроприводов. Вот у Chrysler Grand Voyager сидения второго ряда были куда как поординарнее – и убирались при этом в пол… Но, как мы осознаем, на автомобилях мечты картошку в мешках возить не подразумевается. Может, кому-то и приятно ещё транспортировать своими руками выращенный урожай с дачи на таком шикарном гибриде. Но в душе, думаю, каждый всекрете надеется, что хотя бы в отдалённом будущем мы будем от этого избавлены.
Для дачных вояжей Voyah Dream плохо подходит ещё и в силу габаритов. Не на всякой улочке дачных посёлков она развернётся, не во всякий дворик впишется. Если задумаетесь о покупке – то лучше поначалу приобрести коттедж с прилегающей территорией размером не меньше, чем с площадку для мини-гольфа.
Схема гибрида, мне кажется, более приспособлена для российских условий. Чистые «электрички» очень зависимы от сети зарядных станций, несмотря на то что число таких станций неуклонно растёт не только в столице, но и по всей Рф. Найти свободную «колонку» с подходящими разъёмами, да ещё близко к дому либо месту работы становится всё проще. Но до массового перехода на электромобили, естественно, ещё далеко.
Гибриды могли бы ускорить этот переход. Но большей частью этому будет способствовать рост количества зарядных станций. На данный момент их устраивают не только на улицах городов, но и на АЗС на далеких трассах, и в гаражных кооперативах, и в подземных паркингах, и в других публичных местах. Но далеко не все станции, отмеченные на электрических картах и в мобильных приложениях, на самом деле работают.
Лично мне кажется, что электромобилями должны стать в первую очередь коммерческие авто, а также общественный транспорт. В ночные часы и те, и другие транспортные средства употребляются мало и могут спокойно подзаряжаться. А в дневное, то есть, рабочее время для коммерческих автомобилей и автобусов можно предугадать маршруты «длиной» в одну зарядку, то есть, на уровне 300-400 км (зимой — короче).
Модификации более гибки в использовании. Со временем, думаю, два силовых агрегата гибридов — бензиновый и электронный — будут всё больше уравновешивать друг друга в плане мощности и пробега на одной зарядке/заправке. Не считая того, постепенно должен пойти в рост и таковой показатель, как интенсивность подзарядки батареи во время движения на бензине. Тогда появится возможность использовать чистую электротягу подольше.
Премиальный минивэн Vouah Dream в гибридном выполнении предлагается в России за 9 290 000 рублей. Чисто электронный вэн, развивающий 435 л. с. мощности, разгоняющийся до сотки за 5,9 с и имеющий припас хода на электротяге 605 км, оценивается в 9 990 000 рублей.
Технические свойства Voyah Dream PHEV |
|
---|---|
ГАБАРИТЫ, ММ |
5315 х 1985 х 1800 |
КОЛЁСНАЯ БАЗА, ММ |
3200 |
ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, ММ |
150 |
ОБЪЁМ БАГАЖНИКА, Л |
427 / 1263 |
Оснащенная МАССА, КГ |
2540 |
ТИП Мотора |
Р4, бензиновый, с турбонаддувом |
РАБОЧИЙ ОБЪЕМ, КУБ. СМ |
1476 |
МАКС. МОЩНОСТЬ, Л. С. |
129 |
МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, кВт |
290 |
Вращающий МОМЕНТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, НМ |
610 |
ЁМКОСТЬ БАТАРЕИ, кВт*ч |
25.57 |
Коробка |
автоматическая |
ПРИВОД |
полный |
МАКС. СКОРОСТЬ, КМ/Ч |
200 |
РАЗГОН 0 — 100 КМ/Ч, С |
6,6 |
СРЕДНИЙ РАСХОД Горючего, Л/100 КМ |
н. д. |
Припас ХОДА НА ЭЛЕКТРОТЯГЕ, КМ |
82 |
ЁМКОСТЬ БАКА, Л |
51 |
Источник: www.motorpage.ru